tar_elentirmo (tar_elentirmo) wrote,
tar_elentirmo
tar_elentirmo

Categories:

"Первобытные" рисунки Зарянского. Откуда они?

Когда мне впервые попала в руки книга "Хранители" (первый том "Властелина Колец" Толкина в издательстве "Радуга", 1990 г.), я обратил внимание на ее изумительное оформление. До сих пор считаю это оформление одним из лучших для книг Толкина. Рисунки Э. Зарянского поражали своей необычностью и гармоничностью с текстом. Особенно впечатлял шрифт названия. Но потом, когда знакомство с книгами Толкина перешло в сильную любовь, я стал задавать вопросы. Откуда художник черпал вдохновение? Что послужило прообразом для его иллюстраций? Тем более, рисунки ко второму и третьему тому существенно отличались по стилю и содержанию от тех, что опубликованы в первом томе. А когда были изданы обществом ТТТ "Письма Рождественского Деда", все стало понятно - Зарянский их видел и использовал. Но оказалось, что "первобытные" рисунки в "ПРД" заимствованы самим Толкином из одного научного труда начала 1920-х годов. Давайте же проследим эволюцию этих иллюстраций.
Начнем со знаменитого всадника на длиннотелой лошади, что вынесен на обложку "Хранителей".
Вот обложка.
01

А вот всадник покрупнее.
02

Обратимся к "ПРД", впервые изданным в 1976 году. В письме от 23 декабря 1932 года Рождественский Дед пишет, что Северо-Полярный Медведь заблудился в пещерах Пещерного Медведя, где были обнаружены пещерные рисунки, созданные сначала предками Пещерного Медведя, а затем пришедшими сюда людьми. Рождественский Дед перерисовал эти изображения:
14

Обратите внимание на нижний ряд картинок. В тексте "ПРД" сказано, что это древние гоблинские рисунки, причем гоблинские воины скачут на драсилях - что-то вроде карликовой лошади, похожей на таксу. Но если мы савним рисунок Зарянского, то он отличается от трех "пещерных" всадников: копье поднято вверх, а щит не загораживается головой драсиля. На следующей иллюстрации в "ПРД" мы видим целую историю, причем в средней части рассказано, как были найдены эти пещерные рисунки:
15

И вот здесь мы встречаем прообраз всадника Зарянского:
16

Посмотрите на положение копья и щита. Однако некоторые детали у Зарянского ближе к тем трем всадникам: положение и форма хвоста драсиля, наличие кисти, держащей копье и т.д. То есть можно сказать, что Зарянский скомпилировал из четырех всадников одного, взяв за основу изображенного на стене пещеры под лосем.
Теперь обратимся к книге М.К. Беркитта "Доисторическое: исследование ранних культур Европы и Средиземноморского бассейна" (2-е изд., 1925 г.). Эта книга, согласно труду О. Чилли "Библиотека Толкина" была известна Толкину и значится в книге Чилли под номером 283. У. Хэммонд и К. Скалл в первом томе "Толкиновский спутник и путеводитель: Спутник читателя, ч. 1, А-М" (2017 г.) пишут:
"Кристофер Толкин проинформировал нас, что все пещерные рисунки из "Рождественского Деда" присутствуют в книге, некогда принадлежавшей его отцу - М.К. Беркитт "Доисторическое: исследование ранних культур Европы и Средиземноморского бассейна" (2-е изд., 1925 г.): одиночный мамонт и темный медведь из пещеры Комбарель, Дордонь, и конь из Ла-Пасьеги, Кантабрия, показаны на схеме XI; бизон из Альтамиры, Кантабрия, - на схеме XII; ряд из трех мамонтов, основанный на мамонте из Фон-де-Гом, Дордонь, - на схеме XV; шерстистый носорог с блеском в глазах из Коломбьер и слева скачущий кабан с оленем под ним из Альтамиры - на схеме XXVII; олень в центре слева из Вальторты (Кастельон) и человеческая фигура справа от бизона из скального укрытия Тортосилья на юго-востоке Испании - на схеме XXXIV. Многие человеческие и стилизованные фигуры (из разных мест в Испании) воспроизведены на схеме XXXVIII. Другие фигуры людей верхом на лошадях происходят из мест бронзового века в Швеции, а многовесельная лодка вверху слева с места, расположенного вблизи Онежского озера в России".
Давайте откроем эту книгу Беркитта и посмотрим изображения на указанных схемах.
Вот схема XI с мамонтом и медведем. Сравните их с "пещерным рисунком" в "ПРД". Обратите внимание на положение лап и опущенную голову медведя и загнутый хобот мамонта.
17


Схема XII с бизоном из Альтамиры. Обратите внимание на форму рогов и поднятый хвост.
18

Схема XV и три мамонта. У Толкина они нарисованы более одинаковы. На пещерном изображении средний мамонт значительно отличается непрорисовкой деталей.
19

Схема XXVII. Носорог и олень с кабаном. Кабан у Толкина прорисован более схематично, а олень получился немного длиннее.
20
21

Схема XXXIV. Олень и человек. На толкиновском рисунке у человека нет в руке лука и стрел, а вытянутая нога дорисована.
22
23


Схема XXXVIII. Человеческие фигурки.
24

Любопытно, что знаменитый гоблинский алфавит и письмо на нем из "ПРД" тоже основаны на этих древних изображениях из Испании.
25-1
26-1


На том же рисунке из "ПРД", где Дед обследует пещеру, мы видим слева на каменном столбе рисунок страшного человекоподобного существа:
27

Он тоже взят из книги Беркитта (схема XXXIX). Только зрачки подрисованы.
28

А вот обратите внимание на длинный корабль и лося из книги Беркитта, которые встречаются на обоих рисунках Толкина из "ПРД". Это схема XLVII, петроглифы Онежского озера.
29

А где же те самые гоблинские всадники на драсилях? А вот они, на схеме XLII, Бохуслен, юго-западная Швеция.
30

Со всадником на обложке "Хранителей" разобрались. Двигаемся дальше.
Мы видим на титульном листе знаменитую монограмму Толкина, которая отличается от известной нам по современным изданиям книг Профессора.
04

Известно, что вид монограммы, встречающийся на рисунках и в письмах Толкина, со временем менялся. Но вот эту, нарисованную Зарянским, можно обнаружить на знаменитом рисунке Толкина "Холм, Хоббитон за Рекой". Вот рисунок.
13

А вот увеличенный фрагмент.
12

Мы видим полное совпадение у Зарянского и Толкина. Следовательно, Зарянскому были знакомы не только "ПРД", но и "Рисунки Толкина" (под ред. К. Толкина), вышедшие в 1979 году, где первым изображением как раз и идет "Холм, Хоббитон за рекой".
Кстати, на стр. 29 "Хранителей" есть иллюстрация Зарянского, на которой изображен Хоббитон и Холм.
11

Она немного отличается в центральной и нижней части. Полное совпадение мы видим только по Холму. У Зарянского мельница превратилась в дом с башней, на реке возник мостик, а по реке вдруг поплыл совершенно анахроничный пароход. Не помню точно, но Зарянский вроде не первый, кто изобразил пароход в Шире. Где-то есть упоминания о нем - то ли в Письмах Толкина, то ли где-то еще. Самое любопытное в данном случае, что Зарянский поместил на верхушку башни флюгер, показывающий стрелкой налево. У Толкина никакого флюгера нет. Однако в черновых набросках, опубликованных в книге Хэммонда и Скалл "Толкин: художник и иллюстратор" только в 1995 году, мы встречаем флюгер на шпиле мельницы, причем стрелка тоже указывает влево!
32

Теперь обратим внимание на восходящее солнце на титуле.
03

На самом деле это полярное сияние. Полярных сияний в "ПРД" довольно много. Но вот именно такое, с отдельными лучиками, мы видим на рисунке к письму от 21 декабря 1933 года. Ниже приведен фрагмент рисунка.
31

Обратите внимание на холмы слева от сияния, его темную середину и звезды на небе.
Следующий рисунок нас ждет в начале книги 1 на развороте стр. 48-49.
05

Мы видим фейерверки Гэндальфа, длиннорогого оленя и самого Гэндальфа в обличии Деда Мороза. Зарянский синтезировал его из двух изображений в "ПРД". Одно относится к 20 декабря 1926 года.
33

Из него взято изображение Рождественского Деда (он же Гэндальф) в красной одежде и с поднятыми руками.
Второе - 25 декабря 1929 года.
34

Из этого рисунка Зарянский взял фейерверки и ночное светило с овальным гало слева.
Откуда взят олень? Конкретно такого оленя - вид сзади, высокие параллельные рога - обнаружить в "ПРД" не удалось, но других схематичных оленей там много. Предполагаю, что это почти авторский олень Зарянского.
На стр. 50, в начале главы 1 книги 1, нас ожидает красочное изображение полярного сияния и мамонта под ним.
06

Вот мамонт покрупнее.
07

С мамонтом проще. Мы уже видели его на рисунке "пещерных изображений" в "ПРД". Вот он, последний в тройке мамонтов. Зарянский только хвостик ему поднял.
35

А откуда художник взял такое яркое сияние? С ним мы тоже встречались в письме от 20 декабря 1926 года.
33

Обратите внимание на центральную часть сияния, где темный круг и темная дуга над ним. Макушку Северного Полюса Зарянский превратил в холмик, однако скалы справа, где у Толкина расположен дом Рождественского Деда, остались.
Начало книги 2 (стр. 264-265) украшено вот такой иллюстрацией.
08

Комета над слабеньким полярным сиянием, слева скалы, звезды и луна.
Похожу комету мы встречаем на рисунке к письму Рождественского Деда 21 декабря 1927 года, только в отзеркаленном виде.
36

А вот пейзаж со снежными холмами, скалами по обоим краям, луной и полярным сиянием мы видим в Письме от 20 декабря 1928 года. Только шпиль Северного Полюса Зарянский в очередной раз убрал, а луна на оригинальном рисунке Толкина улыбается.
37

Разумеется, у плывущего среди гороподобных волн корабля в начале главы 1 книги 2 тоже есть прототип.
45

Это рисунок к письму от 23 декабря 1931 года.
49

Правда, кораблик и птица дорисованы Зарянским, дабы привязать картинку к тексту о видении кораблей нуменорцев в Зеркале Галадриэли. А так, тут и волны с пеной, и солнце с тремя лучами, и дорожка на воде, и волновая полоса в нижней части изображения (у Зарянского - под кораблем).
В конце книги, на стр. 495, мы видим любопытную иллюстрацию с горами, луной, звездой и полосатым лучащимся солнышком. Рожки луны нарисованы астрономически неправильно, в сторону солнца, а должны быть наоборот.
09

Практически схожую картинку мы обнаружим на марке к письму Рождественского Деда от Рождества 1925 года.
38

Та же цветовая гамма, те же луна со звездой, только Северный Полюс в очередной раз отсутствует, да солнце у Зарянского вдруг обрело лучики с полосками и переехало за границы основного изображения. Такое солнце встречается в письме от 20 декабря 1928 года, которое мы уже изучали выше на предмет слабого полярного сияния. Вот картинка целиком. Полосатые лучащиеся солнца видны по бокам изображения.
39

Книга "Хранители" заканчивается еще одним абстрактным изображением.
10

Давайте еще раз посмотрим на гоблинский алфавит из "ПРД".
25-1

Мы видим, что завершающее "Хранителей" изображение на самом деле гоблинская буква Z. Неплохое завершение для книги - последней буквой. Очень символично.
Но в "Хранителях" есть и некоторые другие мелкие рисунки, чисто оформительские, на которые мало кто обращает внимание. Давайте разберем и их.
Вот растительный орнамент в начале Пролога, обрамляющий буквицу Р.
40

Это тоже взято из "ПРД". Такими ветвями рождественского падуба украшены многие письма, но похожее изображение мы встречаем в письме от Рождества 1938 года. Тоже буква Р (латинская), также веточки идут вниз от конца буквы и влево вверх от верха. Причем вверху мы видим два листа и три ягоды - две перед листьями, одна между ними.
48

Другие орнаменты (не все, правда) в начале глав также обнаруживаются в "ПРД" или в "Рисунках" Толкина.
А вот интересный рисунок в начале книги 1, над фейерверками.
41

Похожее двуглазое существо, только в негативе, с ручками, ножками и в хороводе с многими своими собратьями мы обнаруживаем на стенах пещеры на рисунке к письме 1932 года, где нарисован всадник на драсиле.
16

А без ручек и ножек оно есть на "пещерном рисунке" у задней ноги белого медведя справа.
14

А слева от стиха на этой же странице нарисовано вот такое растение.
50

Оно представляет собой немного отредактированное растительное изображение на "пещерном рисунке" - под бурым медведем.
14

Еще одну зверушку мы видим в начале книги 2. Там же изображен некий сосуд.
44

"Сосуд", только в перевернутом виде, мы снова встречаем на "пещерных рисунках", под одиночным мамонтом. А зверушку, только без усиков, мы видим справа от мамонта.
14

Второй и третий том "Властелина Колец", выпущенные в издательстве "Радуга" на рубеже 1980-1990-х годов, отличаются авторскими рисунками Зарянского, близкими к тексту (корабли, горы, деревья на реке, башни Минас Тирита и т.д.). Но и во втором томе повторяются две последние картинки из первого тома: пейзаж с полосатым солнцем и буква Z. Однако в оформлении начала книг есть некоторые элементы, которые также обнаруживаются в "ПРД".
Вот, например, начало книги 4 второго тома.
46

Гоблинскую рожу с рожками можно обнаружить на "пещерном рисунке". Смотрите над носорогом. Правда, рожек у нее нет и расположение элементов лица немного иное, но треугольный нос, прямой рот щелью и разрез под носом совпадают.
14

То же касается и начала книги 6 третьего тома. Еще один чертик.
47

И его можно найти на "пещерном рисунке". Вот он у правого края картинки, между медведем и носорогом.
14

Таким образом, мы, проанализировав иллюстрации Э. Зарянского к первому и отчасти второму и третьему томам "Властелина Колец" в издательстве "Радуга" (пер. В. Муравьева и А. Кистяковского, 1988-1992 гг.) и сопоставив их с рисунками Толкина к "Письмам Рождественского Деда", выявили практически полное заимствование Зарянским как отдельных образов, так и целых иллюстраций из "ПРД". Некоторые иллюстрации доработаны и откорректированы, например, убран пик Северного Полюса. В свою очередь сам Толкин в качестве источника для некоторых рисунков к "ПРД" брал древние наскальные изображения, опубликованные в книге М.К. Беркитта, которая имелась в толкиновской личной библиотеке.
Отсюда, как мне кажется, и вся гармоничность оформления Зарянского. Ведь по сути это рисунки самого Толкина. То есть выпущенный у нас первый том "Властелина Колец" был оформлен немного отредактированными рисунками автора, пусть даже и не к этой книге.
П.С. Благодарю К. Пирожкова, С. Шалаева и М. Семенихину за помощь.
Tags: Беркитт, Властелин Колец, Зарянский, Письма Рождественского Деда, Рисунки Толкина, Толкин
Subscribe

  • Есть ли жизнь на Марсе? А почему бы и нет!

    Видимо, на риторический в то время вопрос лектора из "Карнавальной ночи" придется дать утвердительный ответ. Похоже, дождались... Вот…

  • Мой класс

    В декабре 2016 года отмечался полувековой юбилей нашей школы №2. И по этому случаю я выложил фотографии нашего класса, которые снял на юбилейных…

  • Итоги - 2020

    Ровно год назад я подвел итоги 2019 года. Каким он для меня стал, его положительные и отрицательные стороны. Заканчивается 2020 год, пора подвести и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Есть ли жизнь на Марсе? А почему бы и нет!

    Видимо, на риторический в то время вопрос лектора из "Карнавальной ночи" придется дать утвердительный ответ. Похоже, дождались... Вот…

  • Мой класс

    В декабре 2016 года отмечался полувековой юбилей нашей школы №2. И по этому случаю я выложил фотографии нашего класса, которые снял на юбилейных…

  • Итоги - 2020

    Ровно год назад я подвел итоги 2019 года. Каким он для меня стал, его положительные и отрицательные стороны. Заканчивается 2020 год, пора подвести и…