July 10th, 2016

Серебристые облака

Да, признаюсь, что серебристых облаков живьем я никогда, до 8 июля, не видел. Только на фотографиях. Пытался, пробовал, не получалось. Либо погода не благоприятствовала, либо их не было, либо я спать рано уходил. А вот в субботу, в Дунилове, подфартило. Облака были очень яркие, высокие, заметно перемещались. Фотографии, к сожалению, не позволяют передать всей красоты. Мы с Ксюшей перед сном на улицу вышли звезды посмотреть (Антарес всякий, Вегу, Денеб с Альтаиром и планеты с Луною), а тут оно засияло на севере.
Вот, что получилось на кадрах.
Звезда в центре - Капелла.
01-1

Тоже Капелла.
03-1

А вот волокнистая структура облаков.
04-1

Очень красиво, скажу я вам! Надеюсь, серебристые облака я увижу еще не один раз...

Снова о Ефремове. Астроляп или редакторская ошибка?

Недавно на стене группы ВК "Лезвие бритвы" http://vk.com/lezvie_britvy43 был опубликован фрагмент из рассказа Ивана Ефремова "Обсерватория Нур-и-Дешт":
"Вон там, низко над горизонтом, светит красный Антарес, а правее едва обозначается тусклый Стрелец. Там лежит центр чудовищного звездного колеса Галактики - центральное "солнце" нашей Вселенной. Мы никогда не увидим его - гигантская завеса черного вещества скрывает ось Галактики. В этих бесчисленных мирах, наверно, тоже существует жизнь, чужая, многообразная. И там обитают подобные нам существа, владеющие могуществом мысли, там, в недоступной дали... И я здесь, ничего не подозревая, смотрю на эти миры, тоскуя, взволнованный смутным предчувствием грядущей великой судьбы человеческого рода. Великой, да, когда удастся справиться с темными звериными силами, еще властвующими на земле, тупо, по-скотски разрушающими, уничтожающими драгоценные завоевания человеческой мысли и мечты". (выделено мною - С.Б.)
Фрагмент замечательный, да и картинка к нему подобрана со вкусом (фото Млечного Пути со Скоприоном и Стрельцом над горами). Но когда я и раньше читал этот рассказ, и сейчас прочел этот отрывок, мне в глаза бросился типичный астроляп: Нур-и-Дешт находится в Средней Азии, где-то в Семиречье, в долине реки Или, поэтому при взгляде на юг июльской ночью Стрелец будет располагаться не справа, как в тексте, а слева от Антареса. На Астрофоруме, где я разместил этот фрагмент, предположили, что Ефремов либо запамятовал, либо при написании рассказа смотрел на глобус звездного неба, где созвездия изображены как бы "снаружи", в зеркальном отражении.
Однако, взяв на выходные с собой в деревню книгу "Бухта радужных струй" (изд. "Советский писатель", 1959 г.), где среди прочих ефремовских рассказов есть и "Обсерватория Нур-и-Дешт", я с удивлением обнаружил там, на странице 69, следующее:
"Вон там, низко над горизонтом, светит красный Антарес, а левее едва обозначается тусклый Стрелец". (выделено мною - С.Б.)
Странно. Как понимать такое расхождение? Уже вернувшись домой, я просмотрел имеющиеся у меня издания рассказов (1991 и 2008 гг.). На Флибусте (о, спасибо вам, благородные пираты!) во всех выложенных текстах, включая собрание сочинений 1986 года и ранние издания в сборниках, всюду стоит "правее". Конечно, за Флибусту я не могу отвечать. Может, они текст один раз отсканировали, распознали, а потом всюду вставили. Однако, в ранних сборниках присутствуют иллюстрации в тексте, что может говорить о корректности представленных на Флибусте текстов.
Что же получается? Выходит, только в одном издании астрономическая точность была соблюдена, а в остальных допущена грубая ошибка? А по чьей вине? Самого Ивана Антоновича или редакторов издательств?
Но на всякий случай, даже доверяя Флибусте... Уважаемые любители творчества Ефремова, очень прошу вас посмотреть имеющиеся в ваших библиотеках бумажные издания рассказов. Какое именно положение Стрельца указано в них? Для изучения текстологии Ефремова это очень важно.